Мы выстраиваемся на молитву...
Мы выстраиваемся на последнюю молитву дня, все трое — лицом в сторону Мекки. Зейд и Мансур стоят бок о бок, а я стою перед ними, возглавляя коллективную молитву (так как Пророк описал каждое собрание двух и более человек как общину). Я поднимаю руки и начинаю: «Аллаху акбар ('Бог — Превыше всего')», — и затем читаю, как мусульмане делают всегда, первую суру Корана:
Во имя Господа, Всемилостивого, Милосердного.
Вся хвала принадлежит лишь Господу миров, Вседержителю,
Всемилостивому, Распределителю Милосердия,
Господу Дня Суда.
Тебе лишь мы поклоняемся
И лишь у Тебя просим помощи.
Поведи нас путем правильным:
Путем тех, кого Ты облагодетельствовал,
Не тех, кто заслужил Твой гнев, не тех, кто сошел с пути.
И я продолжаю сто двенадцатой сурой:
Во имя Господа, Всемилостивого, Милосердного.
Скажи: «Бог — Один,
Самодостаточный, все и вся зависит от Него.
Он не рождал и не был рожден,
И ничто и никто не может сравниться с Ним».
Существует лишь несколько вещей, если есть вообще, которые сближают людей так, как молитва сообща. Это справедливо, я полагаю, для всех религий, но особенно для Ислама, который опирается на веру в то, что нет необходимости или даже какой-либо возможности для посредников между человеком и Богом. Отсутствие всякого духовенства, духовной иерархии или даже сформированной «церкви» дает каждому мусульманину почувствовать себя частью совместного акта поклонения, когда он молится в общине, а не просто присутствующим при молитве. Поскольку не существует священнодействия в Исламе, каждый совершеннолетний и разумный мусульманин может совершить любую религиозную функцию, будь то возглавление коллективной молитвы, обряд бракосочетания или заупокойная служба. Никто не нуждается в том, чтобы быть «рукоположенным» для служения Богу: религиозные учителя и лидеры мусульманской общины являются простыми людьми, которые пользуются репутацией (иногда заслуженно, иногда нет) знатоков теологии и религиозного закона.