Образованные люди и узаконенная религия
Но, хоть я и нашел многое в Исламе, что привлекало мой интеллект и мои инстинкты, я не считал, что образованному человеку подобает адаптировать все свое мышление и всю картину жизни к системе, не изобретенной им самим.
— Скажите мне, Шейх Мустафа, — спросил я своего эрудированного друга Аль-Мараги как-то, — почему может иметься необходимость ограничивать себя одним определенным учением и одним определенным набором запретов? Не было бы лучше оставить все этические устремления своему внутреннему голосу?
— На самом деле ты спрашиваешь, мой юный брат, почему должна существовать узаконенная религия. Ответ прост. Только некоторые люди — только пророки — могут действительно понимать внутренний голос, который разговаривает с ними. Большинство из нас опутаны нашими личными интересами и желаниями, и если бы каждый следовал лишь тому, что диктует ему его сердце, то мы бы имели полный моральный хаос и не смогли бы прийти к согласию даже в незначительных аспектах поведения. Ты мог бы спросить, конечно, не существует ли исключений из общего правила — просветленных людей, которые думают, что не нуждаются ни в каком «наставлении» в том, что они считают правильным или дурным. Однако в таком случае я бы спросил тебя, разве не много, слишком много, людей заявят о своих исключительных правах на самих себя? И каков будет результат всего этого?