Любовь Ибн Сауда
Хотя многие из людей были в дружбе с ним, не многие имели честь наблюдать самую сердечную и, возможно, самую важную сторону натуры Ибн Сауда — его великую способность любить, которая, будь у нее возможность раскрыться и сохраниться, могла бы привести его к высотам, гораздо более значительным, чем те, что он достиг. Настолько много внимания уделялось огромному количеству женщин, которые выходили замуж за него и разводились с ним, что многие посторонние люди стали рассматривать его как некого распутника, погруженного в нескончаемое удовлетворение плотских желаний; однако лишь немногие, если вообще таковые имеются, знают, что почти каждый брак Ибн Сауда, не считая союзов, диктуемых политическими соображениями, был результатом едва заметного неутолимого желания вернуть призрак утерянной любви.
Джаухара, мать его сыновей Мухаммада и Халида, была величайшей любовью Ибн Сауда. И даже теперь, когда с момента ее смерти прошло вот уже около тринадцати лет, король всегда вспоминает о ней с замиранием сердца.
Она, очевидно, была удивительной женщиной, не просто красавицей, так как Ибн Сауд знал и располагал множеством красивых женщин в своей чрезвычайно пышной супружеской карьере, но также одаренной той инстинктивной женской мудростью, которая соединяет блаженство духа с блаженством тела. Ибн Сауд обычно не позволяет эмоциям перерасти в глубокую привязанность в отношениях с женщинами, и это, скорее всего, объясняет ту легкость, с которой он женится и разводится со своими женами. Но с Джаухарой он, кажется, воплотил то, что никогда после нее не повторялось. Хотя он и имел других жен, когда она была жива, его истинная любовь предназначалась лишь ей, как если бы она была единственной его женой. Он писал любовные поэмы для нее, и однажды, в одном из своих душевных излияний, он сказал мне: «Всякий раз, когда мир чернел вокруг меня и я не мог увидеть разрешения сложностей и опасностей своего пути, я садился и сочинял оду для Джаухары; и по завершении ее мир снова вдруг освещался, и я знал, что мне нужно было предпринять».
Но Джаухара умерла во время великой эпидемии гриппа в 1919 году, которая также унесла жизнь первого и самого любимого сына Ибн Сауда, Турки. Его двойная потеря оставила незатягивающуюся рану на его судьбе.