Поиск абсолютного
Луна над нами — полная полнотою живого существа. Неудивительно, что арабы в доисламский период полагали, что она является одной из «дочерей Бога», длинноволосая Аль-Лят, богиня плодородия, о которой говорили, что она передает свои таинственные силы плодовитости земле и таким образом порождает новую жизнь в людях и животных. В ее честь юноши и девушки древней Мекки и Таифа праздновали ночи полной луны гуляньями под открытым небом, безудержными выражениями любви и поэтическими конкурсами. Из глиняных кувшинов и кожаных бутылок текло красное вино, и, потому что оно было настолько красное и настолько возбуждающее, поэты уподобляли его в своих необузданных дифирамбах крови женщин. Эта гордая и пылкая молодежь непринужденно изливала свое радостное возбуждение в честь Аль-Лят, «чья миловидность похожа на блеск луны, когда она полная, и чья статность подобна полету черной цапли», — древняя, по-юношески сильная богиня, которая расправила свои крылья от Южной Аравии к северу и достигла даже Эллады в форме Лето, матери Аполлона.
От расплывчатого, смутного обожествления сил природы в форме поклонения Аль-Лят и сонму других богов к совершенному понятию Одного Бога Корана — длинный путь, пройденный арабами. Но как-никак человек всегда любил путешествовать далеко по дорогам своего духа. Он полюбил это занятие настолько, что вся его история в действительности может быть охарактеризована как история поиска веры. И в этом Аравия не отличается от остального мира.
У арабов этот поиск всегда был нацелен на абсолютное. Даже в самый ранний период, когда их воображение наполняло мир вокруг них множеством богов и демонов, они все же осознавали присутствие Одного, который пребывал в Своем величии над всеми божествами, — невидимое, непостижимое Всемогущество за пределами человеческого понимания, Вечная Причина, выше всех следствий. Богиня Аль-Лят и ее небесные сестры, Манат и Узза, были не более чем «дочерьми Бога», посредниками между Непознаваемым Единым и осязаемым миром, символами необъяснимых сил, окружавших рождение человека. Однако глубоко на фоне арабской мысли всегда присутствовало знание о Едином, всегда готовое вспыхнуть осознанной верой. Как же иначе это могло быть? Ведь это люди, которые выросли в тишине и одиночестве между суровым небом и суровой землей; их жизнь была сурова посреди этих грозных, бесконечных пространств; и так они не могли избежать сильного стремления к Силе, которая бы охватывала все существующее непогрешимой справедливостью и добротой, строгостью и мудростью, — Бог Совершенный. Он пребывает в бесконечности и распространяется на бесконечность. Но, так как ты находишься в сфере его деятельности, Он ближе к тебе, чем твоя шейная артерия...