Материальный прогресс и его истинное положение
Я размышлял о том, что никогда ранее мир Ислама и мир Запада не приходили в такое близкое соприкосновение, как сегодня. Эта близость — борьба, видимая и невидимая. Под влиянием культурных веяний Запада души многих мусульман и мусульманок понемногу съеживаются. Они поддаются давлению и увлекаются дальше от своей былой веры в то, что улучшение стандартов жизни обязано быть лишь средством для улучшения духовного восприятия человека; они впадают в то же самое преклонение перед «прогрессом», в которое впал западный мир после того, как он редуцировал религию до простого мелодичного позвякивания где-то на заднем плане всего происходящего; и таким образом они становятся ниже в статусе, не выше, потому что любое культурное подражание, в противовес, так сказать, творческой силе, обязательно делает народ мелким...
Нет, мусульмане могут научиться многому у Запада, особенно в области науки и технологии. Но тогда приобретение научных понятий и методов не является на самом деле «подражанием» — и конечно же, оно не является таковым в случае народа, чья вера приказывает им искать знания, где бы оно ни находилось. Наука не западная и не восточная, потому что все научные открытия являются лишь звеньями в бесконечной цепи интеллектуальных устремлений, которые охватывают все человечество. Каждый ученый выстраивает на основаниях, выстроенных его предшественниками, будь они из его народа или из другого; и этот процесс выстраивания, исправления и улучшения продолжается снова и снова, от человека к человеку, от века к веку, от цивилизации к цивилизации, и так о научных достижениях определенного века или цивилизации нельзя никогда сказать, что они «принадлежат» данному веку или цивилизации. В разные времена один народ, более активный, чем другие, в силах сделать больший вклад в общий научный фонд; однако в долгосрочной перспективе процесс разделяется с полным на то основанием всеми. Было время, когда цивилизация мусульман была более жизнедеятельна, нежели европейская цивилизация. Она передала Европе многие технологические изобретения, революционные по своей природе, и, более того, самые принципы этого «научного метода», на котором строится современная наука и цивилизация. Как бы там ни было, фундаментальные открытия Джабира Ибн Хаййана в химии не сделали химию «арабской» наукой; ни алгебру с тригонометрией нельзя считать «мусульманскими» науками, хотя первая была разработана Аль-Хорезми, а другая — Аль-Баттани, оба из которых были мусульманами; точно так же, как нельзя говорить об «английской» теории тяготения, хотя человек, который сформулировал ее, был англичанином. Все подобные достижения являются общим достоянием человеческой расы. Если, таким образом, мусульмане переймут — как и должны перенять — современные методы в науке и технологии, они лишь последуют эволюционному инстинкту, который заставляет человека извлекать пользу из опыта других людей. Однако, если они переймут — без всякой на то необходимости — западный стиль жизни, западные манеры, обычаи и общественные концепции, они не приобретут тем самым, потому что то, что Запад может дать им в этом отношении, не будет лучше того, что их собственная культура дала им и к чему их вера прокладывает путь.
Если мусульмане сохранят трезвый ум и примут прогресс как средство, но не цель саму по себе, они смогут не только удержать свою собственную свободу, но также, возможно, передать западному человеку потерянный ключ к сладости жизни...