Пустота материального прогресса ради одного прогресса
Я не питал иллюзий по поводу настоящего положения дел в мусульманском мире. Четыре года, проведенные мною в тех странах, показали мне, что, в то время как Ислам все еще жил и ощущался в миропонимании его последователей и в их смиренном принятии его этических предпосылок, они сами были подобны парализованным людям, неспособным трансформировать свои верования в продуктивные дела. Но что интересовало меня больше, чем неспособность сегодняшних мусульман реализовать программу Ислама, так это возможности самой этой программы. Мне было достаточно знать, что на небольшом промежутке времени, сразу в начале исламской истории, была предпринята попытка реализовать эту программу на практике, а то, что казалось возможным в одном время, вероятно, могло быть в действительности осуществлено в другое. Какое это имеет значение, говорил я себе, что мусульмане отклонились от первозданного учения и впали в праздность и невежество? Какая разница, что они не жили согласно идеалу, поставленному перед ними Аравийским Пророком тринадцать столетий назад, если сам идеал все еще лежал открытым для каждого, кто желает услышать его послание?
И вполне может быть, думал я, что мы, люди более поздних поколений, нуждаемся в этом послании даже более отчаянно, чем нуждались в нем люди во времена Мухаммада. Они жили в среде намного более простой, чем наша, поэтому их проблемы и сложности имели гораздо более легкие решения. Мир, в котором жил я, весь без исключения колебался из-за отсутствия какого-либо соглашения о том, что есть хорошо и плохо в духовном смысле, а следовательно, также в общественном и экономическом смыслах. Я не верил, что отдельный человек нуждался в «спасении», но я верил, что современное общество нуждалось в спасении. Более чем когда-либо я чувствовал с нарастающей уверенностью, что это наше время нуждалось в мировоззренческой базе для нового общественного договора: ему нужна была вера, которая бы заставила нас понять пустоту материального прогресса ради одного только прогресса и которая тем не менее отдавала бы должное жизни в этом мире, которая показала бы нам, как достичь равновесия между нашими духовными и физическими потребностями, и таким образом спасла бы нас от катастрофы, в которую мы неслись очертя голову.