Почему фаранжи носят шляпы и мир Даджаля
— Скажите мне, о Шейх, почему фаранжи всегда носят шляпы, которые затеняют их глаза? Как они могут увидеть небо?
— Это как раз то, чего они не хотят увидеть, — отвечает шейх, подмигивая в мою сторону. — Возможно, они боятся, как бы лицезрение неба не напомнило им о Боге, а они не хотят помнить о Боге в будние дни...
Мы все смеемся, однако молодой бедуин настойчив в поиске знаний:
— Тогда почему Бог так щедр к ним и дает им богатства, которых Он лишает верующих?
— О, это просто, сын мой. Они поклоняются золоту, поэтому их божество находится у них в кармане... Но мой друг вот здесь, — и он кладет свою руку на мое колено, — знает о фаранжи больше, чем я, ведь он происходит из них: Господь, да возвеличится Имя Его, вывел его из той тьмы к свету Ислама.
— Это так, о брат? — спрашивает нетерпеливый молодой бедуин. — Правда ли то, что ты и сам был фаранжи? — и когда я кивнул, он прошептал: — Хвала Всевышнему, хвала Всевышнему, Он наставляет всякого, кого пожелает... Скажи мне, брат, почему фаранжи так беспечны в отношении к Богу?
— Это долгая история, — отвечаю я, — и ее не пересказать в двух словах. Все, что я могу сказать тебе теперь, так это то, что мир фаранжи стал миром Даджаля, обольщающего, обманчивого. Слышал ли ты когда-нибудь предсказание нашего Святого Пророка о том, что к концу времен большая часть мира последует за Даджалем, веруя в него, как в Бога?
И в то время как он смотрит на меня вопросительно, я пересказываю, с видимого разрешения Шейха Ибн Булайхида, пророчество о появлении того апокалиптического существа, Даджаля, который будет слеп на один глаз, но наделен таинственными силами, предоставленными ему Богом. Он будет слышать своими ушами то, что говорится в самых отдаленных уголках земли, и будет видеть одним глазом вещи, которые происходят на бесконечных расстояниях; он будет облетать вокруг земного шара в течение дней и заставлять богатства из золота и серебра внезапно появляться из-под земли; он будет вызывать дожди и рост растений по своей команде; он будет умерщвлять и снова оживлять — и так все те, чья вера слаба, будут думать, что он и есть Сам Бог, и падут ниц перед ним в поклонении. Но те, чья вера сильна, будут читать то, что написано огненными буквами на его лбу: «Отрицающий Бога», — и тем самым они узнают, что он является лишь обманом для проверки веры человека на прочность...
И пока мой бедуинский друг смотрит на меня с широко открытыми глазами и бормочет: «У Бога я ищу спасения», — я поворачиваюсь к Ибн Булайхиду:
— Разве эта притча, О Шейх, не является подобающим описанием современной технической цивилизации? Она «одноглазая», то есть смотрит лишь на одну сторону жизни — материальный прогресс — и не знает ее духовную сторону. С помощью своих механических чудес она позволяет человеку видеть и слышать гораздо дальше и лучше своих естественных возможностей, а также покрывать безграничные просторы на немыслимой скорости. Ее научное знание вызывает «дожди и рост растений», а также открывает непредвиденные богатства под землей. Ее медицина дает жизнь тем, кто, казалось, был обречен на смерть, тогда как ее войны и научные трагедии уничтожают жизнь. И ее материальный прогресс настолько силен и настолько соблазнителен, что слабые в вере начинают верить, что она и является по праву божеством; но те, кто остался сознающим Своего Создателя, четко распознают — поклоняться Даджалю означает отрицать Бога...
— Ты прав, о Мухаммад, ты прав! — восклицает Ибн Булайхид, с волнением ударяя по моему колену. — Мне никогда не доводилось смотреть на пророчество Даджаля в этом свете, но ты прав! Вместо признания того, что человеческие достижения и научный прогресс являются щедротами от Господа нашего, все больше и больше людей в своем безрассудстве начинают думать, что все это есть самоцель и заслуживает поклонения.