Откровение, знание и черствость сердец
Он молился в уединении, как и много раз до этого, молился для просветления и наставления на истинный путь, когда вдруг перед ним появился ангел и скомандовал: «Читай!». И Мухаммад, который, как и большинство людей его среды, никогда не учился читать и, сверх того, не знал, что именно хотят, чтобы он прочитал, ответил: «Я не могу читать». Тогда ангел взял его и прижал к себе так, что Мухаммад почувствовал, что теряет все силы; затем он отпустил его и повторил команду: «Читай!» И снова Мухаммад ответил: «Я не умею читать». Тогда ангел сжал его снова, пока он не начал прихрамывать, думая, что умрет; и снова раздался грохочущий голос: «Читай!» И когда в третий раз Мухаммад прошептал сквозь боль, что не умеет читать, ангел отпустил его и сказал:
Читай с именем Господа Твоего, Который сотворил,
Сотворил человека из маленькой клеточки!
Читай, и Твой Господь Наищедрейший:
Он научил посредством пера,
Научил человека тому, чего он не знал...
И так с указанием на человеческое сознание, интеллект и знание началось откровение Корана, которое продолжалось двадцать три года до смерти Пророка в Медине в возрасте шестидесяти трех лет.
Эта история его первого опыта божественного откровения напоминает нам в некотором смысле борьбу Иакова с ангелом, представленную в Книге Бытия. Но, в то время как Иаков боролся, Мухаммад уступил объятиям ангела со страхом и болью, пока не почувствовал, что «теряет все силы», и пока в нем не осталось ничего, кроме способности внимать голосу, о котором нельзя было более сказать, откуда он исходит: снаружи или изнутри. Он не знал еще, что впредь ему придется быть полным и пустым в одно и то же время: человеком, наполненным человеческими устремлениями, желаниями и сознанием своей собственной жизни, и в то же время пассивным инструментом получения Послания. Невидимая книга Вечной Истины — истины, которая одна дает смысл всем существующим вещам и событиям, — была раскрыта перед его сердцем в ожидании быть понятой; и ему было велено «читать» ее миру, чтобы другие люди смогли, возможно, понять то, «чего они не знали» и, конечно же, не могли узнать сами.
Ужасные последствия этого видения потрясли Мухаммада; он, подобно Моисею перед горящим кустом, посчитал себя недостойным величественного положения пророчества и дрожал при мысли, что Бог мог избрать его. Нам говорят, что он вернулся обратно в город в свой дом и позвал свою жену, Хадиджу: «Укутай меня, укутай меня!» — ведь он весь дрожал как осиновый лист. И она укутала его в одеяло, и постепенно его дрожь прошла. Затем он рассказал ей то, что произошло с ним, и сказал: «Воистину, я опасаюсь за самого себя». Но Хадиджа с проницательностью, которую может дать только любовь, сразу поняла, что он боялся важности миссии, которая стояла перед ним; и она ответила: «Нет, клянусь Богом! Никогда Он не возложит задания на тебя, с которым ты не сможешь справиться, и никогда Он не унизит тебя! Ведь, вне всякого сомнения, ты хороший человек: ты исполняешь свои обязанности по отношению к родственникам и помогаешь слабым и нуждающимся, ты щедр к гостю и облегчаешь тому, кто пребывает в страдании». Чтобы успокоить его, она отвела своего мужа к Уараке, ученому мужу и ее двоюродному брату, который был христианином много лет и, согласно преданию, мог читать Библию на иврите; в то время он был уже старцем и ослеп. И Хадиджа сказала: «О сын моего дяди, внемли этому родственнику твоему!» И когда Мухаммад изложил то, что он испытал, Уарака поднял свои руки в благоговейном страхе и сказал: «То был Ангел Откровения, тот же самый, которого Бог посылал к Своим прежним пророкам. О, если бы я только был молод! Если бы только я остался жив и смог помочь тебе, когда твой народ изгонит тебя!» Тогда Мухаммад спросил, потрясенный: «Почему им понадобится изгонять меня?» И мудрый Уарака ответил: «Да, они изгонят тебя. Никогда еще не приходил человек к своему народу с тем, что пришло к тебе, кроме как его подвергали гонениям».
И они притесняли его... тринадцать лет, пока он не оставил Мекку и не переехал в Медину. Ведь мекканцы всегда были черствы сердцем...