Поли- или моногамия? Биология и прелюбодеяние.
Конечно же, не существует ответа на это. Ислам побуждает — само собой разумеется — к моногамным бракам, однако позволяет мужчине жениться не более чем на четырех женах в исключительных случаях. Можно спросить, почему подобная свобода не была дана и женщине; но ответ прост. Независимо от духовного аспекта любви, которая вошла в жизнь человека в ходе его развития, основной биологической причиной полового влечения в обоих полах является деторождение: тогда как женщина может в одно время иметь ребенка только от одного мужчины и должна вынашивать его на протяжении девяти месяцев, прежде чем она сможет зачать другого, мужчина устроен так, что он может быть отцом каждый раз, как он соединяется с женщиной. Таким образом, если природа была бы попросту расточительна, произведи она полигамный инстинкт в женщине, несомненная мужская склонность к полигамии является с точки зрения природы биологически оправданной. Очевидно, что биологический фактор является лишь одним — и отнюдь не всегда самым главным — из мотивов любви; и все-таки он является основным фактором и, следовательно, имеет вес в общественном институте брака как таковом. С мудростью, которая всегда в полной мере считается с человеческой природой, исламский закон гарантирует не более чем сохранность общественно-биологической функции брака (которая, безусловно, также включает заботу о потомстве), позволяя мужчине иметь более чем одну жену и не позволяя женщине иметь более чем одного мужа в одно и то же время, тогда как духовная проблема брака, не поддающаяся определению и, следовательно, находящаяся вне компетенции закона, возлагается на благоразумие супругов. Где бы любовь ни была полной и взаимодополняющей, вопрос второго брака естественным образом отпадает для каждого из супругов. Если же муж не любит свою жену всем сердцем, но все же не желает терять ее, он может взять в жены другую при условии, что первая жена согласна на такое разделение его чувств, но, если она не может согласиться на это, она может получить развод и свободна выйти замуж снова. В любом случае — ведь брак в Исламе является не таинством, но гражданско-правовым договором — дверь к разводу всегда открыта любому из супругов, тем более что клеймо позора, которое присовокупляется к разводу в той или иной степени где-либо еще, отсутствует в мусульманском обществе (за исключением, возможно, мусульман Индии, на которых повлиял в этом отношении многовековой контакт с индуистским обществом, в котором развод категорически запрещен).
Свобода, которую исламский закон предоставляет и мужчинам, и женщинам для вступления в брак и его расторжения, объясняет, почему прелюбодеяние рассматривается как одно из самых отвратительных преступлений, ведь с учетом такой благосклонности никакие эмоциональные или чувственные сплетения не могут быть отговоркой. Верно то, что в течение веков мусульманского спада общественный обычай часто затруднял для женщин свободное осуществление своего права на развод в той мере, в которой предписал Законодатель; однако в этом стоит винить не Ислам, но обычай; точно так же, как обычай, а не исламский закон, повинен в изоляции, в которой женщины пребывали так долго в столь многих мусульманских странах, ведь ни в Коране, ни в жизненном примере Пророка мы не находим оснований такой практике, которая позднее получила распространение в мусульманских сообществах Византии.